Будущее РНБ и РГБ: вместе или порознь? //СМИ

В январе стало известно о планах объединения двух крупнейших библиотек страны — Российской Национальной и Российской Государственной. С просьбой о слиянии к премьер-министру России Дмитрию Медведеву обратились глава РНБ Александр Вислый и руководитель РГБ Владимир Гнездилов. Однако предложение не встретило поддержки со стороны некоторых представителей библиотечного и научного сообществ, а также студенчества. Заинтересовались вопросом и политики. Так, на заседании петербургского ЗакСобрания 15 февраля приняли проект обращения к министру культуры РФ Владимиру Мединскому по данному вопросу. Парламентарии выступили против слияния. «Диалог» разобрался в сути инициативы и поговорил с петербургскими библиотекарями о плюсах и минусах объединения РНБ и РГБ.

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» директор РНБ Александр Вислый утверждает, что пока речь идёт только об объединении электронных ресурсов библиотек. «Этим процессом нужно заниматься. Усилия двух библиотек должны быть направлены на то, чтобы это случилось. Сейчас будет создана рабочая группа при правительстве России, которая будет заниматься вопросом объединения ресурсов двух библиотек, и может мы получим ускорение», — сказал он.

Глава РНБ добавил, что вопрос слияния не входит в компетенцию двух директоров или министерства культуры, так как учредителем библиотек является правительство РФ. Именно оно будет принимать решение, «до какого этапа будет идти объединение». «Кто-то говорит о физическом слиянии фондов библиотек — это чушь полная, этого нет и быть не может. Если говорить об объединении электронных ресурсов — очевидно, что объединять надо. Нужно ли административное объединение — это вопрос компетенции самого правительства», — подчеркнул Александр Вислый.

Он также уточнил, что речь не идёт о сокращении штата. «В этом году у нас вводится в строй вторая очередь на Московском проспекте, это 42 тысячи квадратных метров, сейчас 112 тысяч квадратных метров. Без сотрудников здание не работает. Я не знаю, откуда берутся слухи про сокращение, нам набирать людей придётся», — сказал директор библиотеки.

В РНБ «Диалогу» объяснили причины инициативы так: «Объединение ресурсов Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки позволит кардинально оптимизировать работу, ликвидировать дублирование функций и повысить эффективность деятельности библиотек. Современные информационные технологии позволяют создать единый электронный каталог, единую электронную библиотеку, наладить функционирование общих технологических процессов. Необходимо особо отметить, что речь идёт не о ликвидации знаменитой «Салтыковки» в Санкт-Петербурге или «Ленинки» в Москве. При создании объединённых ресурсов этих двух библиотек должна быть бережно сохранена их уникальная специфика, но при этом выигрывает общегосударственное дело повышения интеллектуального и духовного потенциала нашего общества. Для управления процессом объединения ресурсов библиотек предлагается образовать Попечительский совет во главе с нынешним председателем Российского книжного союза Степашиным Сергеем Вадимовичем», — рассказали в пресс-службе библиотеки.

В настоящее время и РГБ, и РНБ получают по два обязательных экземпляра всей печатной продукции России. Учитывая то, что Российская книжная палата также хранит один экземпляр печатных изданий, получается пять экземпляров. «Для надёжного же «вечного» хранения достаточно двух печатных и одного электронного экземпляров. Таким образом, можно сократить новые поступления на объём двух обязательных экземпляров, что составляет около 1 миллиона учётных единиц (книг, журналов, газет) в год», — отметили в РНБ.

В библиотеке утверждают, что объединение ресурсов позволит выровнять уровень заработной платы в РГБ и РНБ. «На сегодняшний день и РГБ и РНБ около 3/4 финансирования тратят на заработную плату и начисления. При этом уровень средней зарплаты в РНБ существенно ниже, чем в РГБ, хотя сотрудники выполняют практически одинаковые функции. Выровнять уровень зарплат можно за счёт оптимизации направлений деятельности и отказа от дублирующих функций, например, двойной каталогизации. Также определённую экономию можно получить при выборе одного подрядчика для поддержки общих для двух библиотек информационных технологий», — добавили в РНБ.

Объединение рассматривается в трёх вариантах. Первый: РГБ и РНБ остаются отдельными юридическими лицами. В этом случае все вопросы устойчивого развития объединённых ресурсов решаются на основе системы двухсторонних договоров. Второй вариант предусматривает реорганизацию РГБ и РНБ в форме слияния. В этом случае требуются изменения в действующем законодательстве. Также можно создать третье юридическое лицо с делегированием ему полномочий по объединению ресурсов библиотек. РГБ и РНБ остаются при этом отдельными юридическими лицами.

В случае выбора второго варианта, РНБ предлагает следующие возможные наименования объединённой библиотеки: Национальная библиотека России, Российская библиотека либо Российская Императорская публичная библиотека имени Н.П.Румянцева.

Восемнадцать российских филологов и историков выступили в конце января с обращением к образовательному, научному и библиотечному сообществу в связи с планами объединения РНБ и РГБ. В нём приводится основной довод инициаторов слияния библиотек — уменьшение затрат. «Например, на приобретение одного комплекта книг вместо двух для каждой библиотеки по отдельности и создания одного громадного каталога вместо двух», — говорится в обращении.

Ученые опасаются, что в процессе сложного слияния двух огромных структур читатели лишатся приемлемых условий работы, пострадает доступность электронного заказа и сроки выдачи.

Председатель комиссии по образованию, культуре и науке петербургского Законодательного Собрания Максим Резник заявил «Диалогу», что объединение библиотек означает «уничтожение одного из символов Петербурга». «Михаил Борисович Пиотровский правильно описывает все эти процессы — идёт «провинциализация Петербурга». Московские гастарбайтеры приезжают сюда управлять нашими учреждениями, но они совершенно не чувствуют культурный код Петербурга. Я не верю тому, что говорит господин Вислый. За этой инициативой стоит попытка очередной оптимизации и экономии. Сокращения штата конечно же будут. Мы проводили специальное совещание и выяснили, что нет никаких оснований в объединении библиотек, между ними налажено нормальное взаимодействие, всё хорошо организовано. Зачем создавать проблему, если её нет?», — отметил депутат.

«Глубокую озабоченность» вызывают планы о слиянии РНБ и РГБ у сотрудников администрации Пушкинского дома. Его директор Всеволод Багно направил письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть решение объединения, как «безусловно вредного для развития культуры и науки нашей страны».
«Уничтожение юридической самостоятельности крупнейшего, выдающегося по своему значению для отечественной и мировой науки и культуры библиотечного комплекса не принесет стране никакой выгоды… Само по себе стремление к объединению информационных ресурсов крупнейших библиотек встречает у нас понимание и поддержку, такого рода сводные каталоги и электронные базы данных помогают в научной работе, ими широко пользуются наши сотрудники. Однако это вовсе не означает необходимости административного слияния библиотек, которое не только не нужно, но в данном случае в высшей степени сомнительно для заявленных целей оптимизации информационных ресурсов страны», — говорится в письме Всеволода Багно, опубликованном на сайте Пушкинского дома.

Директор Центральной библиотечной сети Красногвардейского района Санкт-Петербурга Марина Швец также высказывается против объединения крупнейших библиотек страны.

«Я глубоко убеждена в том, что в 21 веке, веке быстро развивающихся и видоизменяющихся технологий, библиотеки действительно представляют особую просветительскую ценность. И сегодня мы, наоборот, должны всеми силами поддерживать культуру чтения, в том числе развивая и качественно улучшая районные, университетские, общенациональные библиотеки. Российская национальная библиотека не только одна из крупнейших библиотек мира, обладательница самой большой коллекции книг на русском языке, но настоящий символ города, зеркало истории Петербурга. Её возникновение символично для развития всей российской культуры, она — первая государственная общедоступная библиотека. Сохранить независимость Российской Национальной библиотеки, старейшей публичной библиотеки всей восточной Европы, значит сохранить национальное, историческое, научное, культурное наследие Петербурга и всей страны. Именно поэтому всё библиотечное сообщество культурной столицы, лучшие умы города, филологи, историки, деятели науки выступают против слияния Российской Государственной библиотеки и Российской Национальной библиотеки. И, конечно, мы также присоединяемся к их словам», — сказала она в разговоре с «Диалогом».

Против инициативы слияния выступает также директор Центральной городской публичной библиотеки имени В.В.Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества Зоя Чалова. «Я против этого. Объединение, прежде всего, негативным образом отразится на читателях Российской Национальной библиотеки. Обязательный экземпляр перестанет поступать в РНБ, то есть на нас пытаются снова сэкономить. РНБ — это уникальный методический центр, научно-исследовательский центр. Этими функциями никогда не занималась РГБ. Кроме того, меня тревожит судьба библиотекарей, возможное сокращение штата. Система централизованной электронной библиотеки ещё очень сыра, от неё отваливается штукатурка. Если вы проведете эксперимент и попробуете найти необходимое редкое издание, то вы поймёте, что за ним придется ехать в Москву! Человек вправе выбирать, где ему читать. Объединение негативно отразится на самом имидже Российской Национальной библиотеки и Петербурга в целом», — рассказала она «Диалогу».

Зоя Чалова также высказала желание войти в соответствующую рабочую группу при правительстве РФ. «Пока только говорят, что меня пригласят, но официального предложения нет», — добавила директор «Маяковки». Александр Вислых также надеется войти в группу, о чём он упоминает в своем интервью.

В РНБ уточнили, что рабочая группа при правительстве РФ начнет работу в конце февраля, только тогда станет известен конкретный план объединения.

Подготовила Ольга Арешкина / ИА «Диалог»

Источник



comments powered by Disqus