На прошлой неделе партии «5 декабря» отказали в регистрации. Теперь ее лидеры намерены по суду добиться права на официальных основаниях участвовать в политической жизни страны, если потребуется, готовы дойти до Европейского суда по правам человека. Однако, учитывая опыт Республиканской партии России, процесс этот довольно долгий и не дает гарантий, что после восстановления справедливости партии дадут шанс полноценного участия в выборах. Впрочем, и имеющаяся ныне в региональных законодательных органах немногочисленная оппозиционная колонна сталкивается с тем, что не может претворять свои инициативы в жизнь.
Последний единый день голосования в очередной раз показал, насколько разнится уровень политической свободы в регионах. Например, в Москве одобрили конкурентную гонку с победой «на грани», при этом в ближайшем Подмосковье пошли по другому сценарию – с искусственно увеличенной явкой и слишком уж «убедительной» победой кандидата от партии власти.
Приходится констатировать: оппозиция, которая не прочь разделить с единороссами бразды правления в регионах, сейчас мало на что способна. Примеры, когда на выборах в гордуму Красноярска сенсационно побеждают «Патриоты России» или когда мэром Петрозаводска становится самовыдвиженка Галина Ширшина, а главой Екатеринбурга – оппозиционер Евгений Ройзман, скорее, исключения из правил, чем закономерность.
Если говорить о работе оппозиции непосредственно в заксобраниях, то и тут им приходится нелегко. Беспартийный депутат ЗакСа Санкт-Петербурга, сторонник партии «Гражданская платформа» (экс-«яблочник») Максим Резник пояснил, что расклад сил в 23 голоса оппозиции против 27 единороссов не дает шансов на принятие политических законопроектов. «Яркий пример соотношения сил – когда принимался региональный закон о выборах губернаторов. Законопроект Милонова, самый драконовский, с самым жестким фильтром набрал 27 голосов, мой законопроект, самый либеральный из возможных, – 23 голоса. Локальные успехи приходят лишь тогда, когда удается убедить кого-то из депутатов парламентского большинства».
По словам депутата, хорошо идет взаимодействие с гражданскими и общественными организациями. Например, обращение Российского студенческого союза по поводу того, что в новом законе об образовании исчезла норма о бесплатном посещении музеев для студентов, объединила Максима Резника (главу комиссии по образованию, культуре и науке, представляющего оппозиционные силы), лидера петербургской «Единой России» спикера Вячеслава Макарова и представителя также парламентской оппозиции Марину Шишкину.
Но, чтобы иметь реальную политическую власть в городе, на выборах в 2014 году надо занять места в муниципальных советах. Избрание полутора тысяч депутатов местного уровня крайне важно, хотя бы потому, что именно эти люди будут решать, сколько кандидатов будет в бюллетене на губернаторских выборах. В Петербурге самый высокий муниципальный фильтр из возможных – 10%. «Чтобы оппозиция добилась хороших результатов, она должна выступать консолидированно, — заявил «НИ» Максим Резник. — Я считаю, что должен быть равноправный блок, пусть даже не формализованный, но ясно обозначенный блок оппозиционных партий и общественных организаций на равноправных началах».